1.
Георгий
(22.04.2010 14:48)
0
Внутренние контейнерные перевозки
Цены на рынке автомобильных контейнерных перевозок в 2009 году упали на 20-25%, существенно снизился и объем рынка. Одна из компаний, специализирующихся в этом сегменте - ООО "НеваТЭК". Основной поток грузов (в основном товары народного потребления) компания везет из Петербурга в Москву, бывают и более дальние заказы, вплоть до Читы. Результаты 2009 года генеральный директор компании Алексей Николаевич Яковлев считает удовлетворительными, несмотря на резкое падение объемов. Если до кризиса компания перевозила из Санкт-Петербурга в Москву в среднем 8 контейнеров в месяц, то в 2009 году - уже 5-6. Чтобы справиться с последствиями кризиса компания приняла ряд мер, в частности, отказалась от работы с диспетчерами. Низкие накладные расходы (у компании собственное помещение, что позволяет экономить на аренде офиса) также помогли пережить непростой год. Экономить приходилось на всем, по словам Алексея Николаевича, "пришлось затянуть поясок". Сейчас в компании с оптимизмом смотрят в будущее. "Дно кризиса уже пройдено, - уверен генеральный директор "НеваТЭК". - Некоторые наши конкуренты были вынуждены уйти с рынка, в связи с этим объем работ значительно вырос. Я не думаю, что грузопоток превысил докризисный, но на оставшихся перевозчиков сейчас приходится больше грузов, чем в 2008 году". В настоящее время компания ежемесячно возит в среднем 10 контейнеров на Москву (по сравнению с докризисными 8-ю). "Машин катастрофически не хватает", - признается Алексей Яковлев. В планах компании на ближайшее будущее - расширение автопарка.
Собственно, именно состояние дел в международных перевозках можно считать лакмусовой бумажкой состояния дел в отрасли в целом. Какая же здесь картина? Отметим, что кризис гораздо сильнее затронул автоперевозчиков России, чем их коллег в Европе. "В Россию шло много оборудования, техники, если в Европе перевозки такого оборудования снизились, но никуда не делись, то в Россию они в 2009 году практически прекратились", - рассказывает Андрей Заяц, генеральный директор ООО "Асстра-Санкт-Петербург". Приоритетное направление экспедиторской деятельности международного холдинга AsstrA, головной офис которого находится в Цюрихе, - перевозка комплектных и сборных грузов, в том числе наливных и негабаратитных, автотранспортом из Европы в СНГ. В связи с кризисом компания была вынуждена частично отказаться от перевозок контейнерных грузов на Украину и из Украины, остальные направления, в том числе и российское, продолжают обслуживаться без особых изменений, хотя снижение тарифов и падение объемов, конечно же, повлияло на деятельность компании.
"Если оценивать экспортные поставки из России, то цены на грузоперевозки уже достигли докризисного уровня, - рассказал нам Андрей Заяц. - это вызвано тем, что большинство иностранных перевозчиков, идущие обратным рейсом из России, предпочитают загружаться не в России, а в европейских странах (Литва, Латвия, Польша) из соображений финансовой целесообразности, - рассказал нам Андрей Заяц. - Поэтому для перевозок из России машин не хватает, оттого и рост цен. А если говорить о грузах, то до кризиса возили в основном сырье, а сейчас возим больше полуфабрикатов, есть и случаи, правда редкие, перевозки готовой продукции: кормов для животных, предметов гигиены, стройматериалов. В импортном направлении картина иная. Уже сегодня по многим маршрутам из Европы ставки поднялись на 3-5%. Постепенный рост ставок начался только в январе-феврале. Еженедельно по направлениям деятельности холдинга AsstrA мы видим постепенный рост цен. Это позитивный сигнал. Конечно, нам еще далеко до докризисного уровня, и чтобы достичь его, нужно, чтобы цены подросли на 20 - 25%."
Андрей Заяц надеется, что 2010 год будет для компании удачным. К негативным факторам, влияющим на деятельность компании в Северо-Западном регионе, он относит проблемы на таможне в связи с закрытием таможенных постов и простоем из-за этого машин ("машины, которых и так не хватает, используются как склад"), а также тенденцию к тому, что все чаще грузовладельцы перезаключают договора с отсрочкой платежа. "Раньше мы работали по предоплате, теперь приходится 30 дней ждать денег после того, как груз нами доставлен на склад грузополучателя", - сетует Андрей Заяц.
Михаил Ковалев, коммерческий директор компании "Норола Групп", приоритетными направлениями деятельности которой являются грузовые автомобильные перевозки из Европы и контейнерные морские перевозки грузов из Европы и Юго-Восточной Азии, считает, что на рынке - системный кризис неплатежей: "Люди боятся размещать свои деньги и хотят их вывести в реальные секторы экономики, а это снижает потребление товара. Не хватает кредитных средств в банках, практически еженедельно один банк закрывается. А каждый банк кого-то кредитует..."
Но все же, несмотря на объективные сложности, в последнее время в этом сегменте заметен рост грузопотоков, хотя им еще далеко до уровня первой половины 2008 года. По данным холдинга AsstrA в марте грузооборот (в тоннаже) вырос на 30% по отношению к февралю. В апреле эта обнадеживающая тенденция не изменилась. На данный момент, по словам Андрея Зайца, на рынке наблюдается острый дефицит провозных возможностей. Грузы есть - возить некому. То есть ситуация, совершенно обратная тому, что мы видим в сфере внутренних перевозок (за исключением контейнерных). А это значит, что грузы пошли в нашу страну. И скоро волна оживления должна дойти и до внутренних перевозчиков.
По материалам http://аti.su/
|